02.03.2017 «Ветер вечности» Андрей Ржаков живопись

Седой Урал…На каждом шагу здесь сквозит ветер вечности - только надо остановиться, вглядеться, вслушаться. «Чем дольше я живу, тем сильней люблю свою родную землю – Урал, и тем более глубоким, загадочным, неисчерпаемым он для меня становится.

Об авторе:

Ржаков Андрей Николаевич, родился в 1968г. в Свердловске. Рисованием и живописью  занимался с бессознательного возраста. После окончания средней школы (с золотой медалью) серьезно обдумывал возможность учиться на художника, но все же выбор между «лирикой и физикой» свершился в пользу радиотехнического факультета УПИ. В настоящее время директор ООО «Вектор-Информационные системы», создатель кабельных систем крупнейших информационных сетей  Уральского региона, таких, как сети ПАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромнефть», СКБ «Контур», «Уралтрансгаз», «Сургутнефтегаз» и многих других.

Однако с живописью не расставался. Будучи уже взрослым, оттачивал приемы мастерства, работая на пленэрах вместе с профессиональными художниками, такими как Алексей Ефремов, Рустем Хузин. Достиг хорошего профессионального уровня и продолжает совершенствоваться.

Автор  множества  персональных выставок. Картины художника находятся в Свердловском областном краеведческом музее и Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

В свободное от работы и живописи время увлекается бегом. Член старейшего уральского бегового клуба «Урал-100», марафонец, участник многодневного горного ультрамарафона «Трансурал».

 

 

Уральская мозаика.

 

        Недавно поймал себя на такой простом и понятном чувстве, что чем дольше я живу, тем все сильней люблю свою родную землю – Урал, и тем более глубоким, загадочным, неисчерпаемым он для меня становится. Картины, которые являются отражением этой земли и воплощением моей любви к ней, кажутся порой осколками какой-то большой мозаики, но ни конца, ни начала, ни пределов нет у нее. Один господь бог знает, как создается и пишется испокон века уральская жизнь, складываясь в бесконечное полотно, а мы пришли гостями в этот прекрасный мир, можем смотреть на него широко раскрытыми глазами, и неотвратимо его покинем. Вот как только расстаться с такой красотой и такой детской привязанностью?

Седой Урал… На каждом шагу здесь сквозит ветер вечности - только надо остановиться, вглядеться, вслушаться. И четыреста лет назад разлапистые высокие ели покрывали эту заросшую мхом скалу, и сидел, быть может, под ними у огня вогульский охотник-воин. А двести лет спустя так же грелся у костра рудознатец золотоискатель - старатель. Эти вечные скалы и мхи, и потомки тех елей сегодня хранят тайны этих мест. Для меня сначала этот сидящий у костра человек был воином-вогулом, но через несколько дней после написания картины совершал я пробежку по августовскому лесу. И вот эти небольшие провалы на месте старых шурфов-«копаней» под вековыми соснами в окружении вечно молодых ярких рябинок, и угадывающиеся под травой отвалы рядом с глубокой огромной «вскрышей», на которые случайно наткнулся я во время этой пробежки – следы богатых золотых приисков начала 19 века. За сто лет до Джека Лондона здесь отшумела не менее яркая золотая лихорадка, и богатейшие на планете в то время золотые прииски были здесь, под Екатеринбургом. Фантастические страсти, примеры небывалого обогащения единиц, и беспросветная окончательная нищета большинства, пустившихся в погоню за старательским счастьем. Об этих временах потом Мамин-Сибиряк написал романы «Золото» и «Дикое счастье», а Бажов - свои сказы о Великом полозе: «Все золото в его власти. Где он пройдет - туда оно и подбежит. А ходить он может и по земле, и под землей, как ему надо, и места может окружить, сколько хочет. Оттого вот и бывает - найдут, например, люди хорошую жилку, и случится у них какой обман, либо драка, а то и смертоубийство, и жилка потеряется… Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял.» Так родились несколько работ, похожих по стилю и смыслу, и охотник-вогул превратился в старателя, заняв центральное место триптиха «По следу Великого полоза». Ведь и сам Уральский хребет похож на такой след, длиной от казахских степей до Ледовитого океана - Великий был полоз!

А через месяц удивительной красоты осень случилась в этом году: практически до конца октября золотой убор леса радовал глаз. И обыкновенные осенние пейзажи окрестностей Нижних Серег сами собой сложились в триптих «Край золота и малахита». Видимо образ золотого Урала из предыдущего цикла работ еще жил внутри меня. Здесь малахит и золото где-то внизу, внутри гор, и невидимое глазу открывается богатством всевозможных оттенков желтого, оранжевого, зеленого на этих полных вечной тайны склонах Бардымского хребта. И хмурое, порой почти черное небо не в состоянии погасить этой красоты, оно лишь молча напоминает о вечности, проходящей здесь и сейчас, и с легким шорохом роняющей в сухую траву опадающие листья. На какую чуткую волну настраивается художник во время работы на пленэре - можно представить, если я расскажу, что в тихий безветренный день вздрогнул и начал озираться вокруг от какого-то звука, понять который я не мог, увлеченный работой. И лишь постояв недвижно несколько секунд, понял, что это и есть звук листа, отламывающегося и падающего вниз. Эти звуки повторялись периодически повсеместно, только я не обращал на них внимания, поглощенный процессом, а когда на секунду вышел из тишины, он меня буквально оглушил.

Годом ранее, весной 2015, был написан цикл «светлых» работ. Как-то особенно чутко воспринимал я той весной солнечный свет, и чувствовал, что смогу приблизиться к его воплощению на холсте. Начался этот цикл зимним пейзажем (хотя утро 1 марта уже можно назвать весной), написанным за три часа на задах чусовской деревни Харенки («Уральская зима. Деревня Харенки»). Я до сих пор помню запах этого утра – смеси хрустящего на утреннем морозце искрящегося снега и коры оттаивающих днем деревьев, с утра схваченных инеем, и удивительной живописной красоты старые доски и бревна этих столетних домов, сараев и банек. А над всем этим утренним великолепием - невысокие, поросшие соснами, до боли родные склоны вечного Урала.

Через несколько дней после я писал в Полевском храм («Свет миру»), тот, что напротив Северского завода – тоже утром, с первых лучей солнца. Не справился за сеанс, слишком быстро меняется утреннее освещение - ездил туда два дня подряд. И все ловил этот свет – и солнца, и храма. Какая красота была перед моими глазами!

«Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

Увы, живописец лишь делает слабую попытку повторить чудо творца, и всегда вынужден смиряться с невозможностью сделать это. Невозможно написать свет… А вместе с тем живопись старых мастеров наполнена светом. Я видел «Сикстинскую мадонну» Рафаэля в Дрезденской картинной галерее. Какой длины волны был свет, исходящий от нее? Глаз конечно не видит этот свет. Но это был целый поток гармонии, любви и мира, входивший в душу.

 Вот этот неявный свет и стремится нести художник людям.

Легко ли это? Когда за несколько часов с натуры пишется любая из этих работ, которые вы видите на выставке, кажется, что легко. Я тоже когда-то думал, что они получаются сами – стоит только захотеть.

Однако оказывается не все так просто. Между этими циклами, «светлым» и «золотым», то есть между работами  марта-мая 2015 и августа-сентября 2016 – почти полтора года. И в промежутке написана единственная работа в новогодние выходные 2016 года («Зимнее войско»).

За этот период я пробежал 12 марафонов (это те, что по 42 километра, за время 3- 3,5 часа), 110-километровую четырехдневку Трансурал по вершинам Северного Урала, а в общей сложности более 4 тысяч километров. Потому что после «светлого» цикла нужно было поднакопить энергии - куда-то она подевалась J

Открытие выставки 2 марта, четверг, в 19.00, 

выставка продлится до 27 марта, вход – свободный.

 

Галерея «ПоЛе» находится по адресу: ул. Ленина, 50 корп. «Ж»

(здание Свердловской киностудии), тел. 350-11-49, 8 922 296 09 66

 info@pole-gallery.ru , http://www.pole-gallery.ru/

    Арт-директор – Вера Лебедева 912 66 35 341.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Календарь событий

« Ноябрь - 2019 »
П В С Ч П С В
  01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30